?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у shraibman в Анархизм и Современные Социальные Движения
Нигде в мире после второй мировой войны, анархизм не стал влиятельной общественно-политической силой. Было множество восстаний с сильными социально-революционными элементами: в Венгрии в 1956, в Польше в 1956, 1970 и 1980-1981, в Италии и Франции в 1968-1977, в Иране в 1979,  в Ираке  в 1991. Но нигде анархизм не имел поддержки большинства или значительной части активных людей. Возникали рабочие советы и народные собрания - то есть именно те механизмы, которые должны стать основой социалистического неавторитарного общества, но мало кто проявлял интерес к анархизму. Похоже, что анархизм, в том виде, который он приобрел в США и странах Западной Европы, не имеет будущего. Полвека - более чем достаточный срок для того, чтобы сделать определенные выводы.

Но массовые антиавторитарные (либертарные) социалистические движения существовали за столетия до появления современного анархизма и будут, вероятно, существовать столетия спустя после его исчезновения. Социально-революционный потенциал венгерских  рабочих советов 1956 г. или иранских рабочих советов в 1979 г. был связан вовсе не с пропагандой западных леваков и анархистов. Эти советы стали результатом практической борьбы и осмысления реальности тысячами венгерских и иранских рабочих и интеллектуалов.

Те, кто поддерживает народные движения и самоорганизацию трудящихся в Восточной Европе, Азии, Северной Африке, Южной Америке, не должны сковывать себя догмами современного "анархизма" или концентрироваться на дебатах между американскими или западно-европейскими анархистами. Стоит, прежде всего, обращать внимание на социальные движения в собственных странах: от украинского Майдана до пленумов в Боснии. Именно они способны создать образцы или модели социального поведения, который пригодятся для более глубоких революций будущего. Я не хочу сказать, что мнение анархистов Запада совсем не имеет значения; напротив, у них могут быть отдельные интересные идеи, просто это - не главное.